Форма проведения урока: историческая экспедиция в прошлое с помощью машины времени.
Цели урока: Обучающая: - формирование математических, лингвистических навыков в нестандартных ситуациях; гуманизация обучения математике. Развивающая: - развитие познавательного интереса; развитие мышления, смысловой памяти; развитие воспроизведения английской речи в процессе деятельности . Воспитательная: развитие коммуникативных навыков общения; умения слушать и слышать.
Ход урока.
Вступление.
Сегодня нам предстоит необычный интегрированный урок , на котором соприкоснутся сразу три предмета – математика, история и английский язык. На этом уроке мы попытаемся разобраться , как зародилась и развивалась математика, кто внес наибольший вклад в ее развитие . В списке трех великих математиков мировой истории стоят Архимед, Ньютон, Гаусс. Время нашей экспедиции- четыре великих периода развития математики: вавилонский, греческий, ньютоновский и современный , т.е. золотой век, век компьютеров, вычислительной техники. С помощью машины времени перенесемся во времени и пространстве и сделаем первую остановку.
1. Первая остановка - город Пещерск.
Вопросы к учащимся:
- Почему мы сделали здесь остановку? Считали ли древние люди? Как они считали?
Инсценировка.
Появляется житель Пещерска. Он рассказывает о жизни первобытных людей: « Мы в древнем мире уже умели считать , а учила нас этому сама жизнь. Нужно было считать людей во время охоты, животных, делить добычу поровну. Мы использовали для счета пальцы рук и ног. А сейчас я хочу проверить , как вы умеете считать . Вчера на охоте участвовали две руки , одна нога и два пальца . Сколько нас было? Не знаете? Да это же просто. 2 руки- это 10, 1 нога- это 5 и 2 пальца. Всего было 17 человек.
2. Вторая остановка – город Пирамидин в Египте.
Машина времени перемещает нас в город Пирамидин . Со временем начало развиваться скотоводство , земледелие и возникла необходимость измерять , считать более сложные числа. К этому времени ( 2000 лет до н.э.) относятся математические папирусы- памятники математической науки Древнего Египта. Наиболее известны: папирус Райнда- в нем представлены решения 84 задач. Эти задачи относятся к действиям с дробями , определению площади прямоугольника, треугольника, трапеции и круга ; в низ рассматриваются объемы некоторых геометрических фигур. Другой папирус- Московский- изучался египтологами Тураевым и Струве. В нем собрано 25 задач примерно такого же типа. Подобные папирусы служили своего рода учебниками.
3. Перемещаемся в город Пифагория.
Вопрос к учащимся:
- Почему так называется город?
Выступают учащиеся- знатоки истории по этому периоду.
1-й ученик.
Первые ученые- математики , сделавшие много открытий , из которых главное- введение в математику доказательств, жили в 6 веке до нашей эры. Это Фалес Милетский и его ученик- великий Пифагор. В 8-м классе мы будем изучать знаменитую теорему Пифагора , которая очень широко используется в геометрии. Пифагор и его ученики стояли у истоков арифметики.
2-й ученик.
Знаменитый ученый Евклид свел воедино все открытия греческих математиков в 13 книгах под общим названием «Начала». В течении двух тысячелетий это научное сочинение было энциклопедией и учебником по математике.
3-й ученик.
Величайшим ученым древности был Архимед. ( 3 век до нашей эры). Он открыл ряд важнейших законов природы , которые мы будем изучать на уроках физики; первым вычислил число пи ( чему оно равно?). Так же вычислил площади и объемы многих важных геометрических фигур и тел.
Решите задачу Пифагора:
«Половина моих учеников изучает математику; четверть- музыку; седьмая часть пребывает в молчании , кроме того есть три женщины» Сколько учеников было и Пифагора?
Математическая физминутка.
4. Четвертая остановка- Цифроград.
Снова перемещаемся во времени и пространстве и оказываемся перед воротами Цифрограда. Воротазакрыты. На них надпись « Thegatesareforthosewhonumeralsknows», которую нужно перевести с ангийского языка на русский.
Русский эквивалент этой пословицы звучит так: « Ворота лишь тем открываются , кто с разными цифрами знается».
А теперь рассмотрим задание на знание цифр и чисел на английском языке . Назовите правильно числа на английском языке: 24,81, 185, 314, 3, 0,25, 1,5 , 10,1.
Решите задачу на английском языке ( устно):
“ One kilo of apples costs 25 rabies. How much do 3 kilos of apples cost?
For the picnic we bought 3 packets of chips and one bottle of coke. It costs 49 rabies . How much does one packet of chips cost, if you know that one bottle of coke costs 25 rabies?”
- Выполните арифметические действия , комментируя на английском языке. Решив эти задачи, вы узнаете, в какой город мы попадем на следующей остановке.
10 +4 = 14 N
26 – 21 = 5 E
14 + 9 = 23 W
50 – 30 = 20 T
325 – 310 = 15 O
12,5 +1,5 = 14 N
16,8 – 1,8 = 15 O
11+ 11= 22 V
33 – 14 = 19 S
22,5 – 11,5 = 11 K.
Соотнося полученный результат с порядковой буквой английского алфавита, учащиеся называют город.
5. Пятая остановка- Ньютоновск.
Здесь наши одноклассники познакомят нас с английскими учеными , жившими в 16-18 веках.
Record
A great contribution into introduction of modern symbols was mad by English mathematicians. Record introduced the sing of equality in 1557 y.
( Учитель: Большой вклад во введение современных знаков ввели английские математики. Знак равенства ввел Рекорд в 1557 году).
Harriet.
The sing of inequality “more” and “less” were introduction by Harriet in 1631 y…
( Учитель: Знаки неравенства «больше» и «меньше» ввел Гарриэт в 1631 году).
Newton.
Newton is great English scientist. He was born in 1642 y. and died in 1727 y. He had to learn mathematicians hard to open his laws.
( Учитель: Великий английский ученый Ньютон родился в 1642 году и умер в 1727 году. Для открытия своих законов ему приходилось много заниматься математикой.)
At age of 26 he built the first mirror-telescope. With help of it he made a lot of discoveries in Physics.
(Учитель: В 26 лет он построил первый зеркальный телескоп, с помощью которого сделал много открытий в области физики)
6. Следующая станция – Мергород.
Вопросы учащимся:
- О чем говорит название станции?
- Какие вы знаете первые единицы измерения?
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными . Расстояния измерялись шагами , например, милей называли путь в тысячу двойных шагов( и правой, и левой ногой). Однако, это было хорошо для измерения расстояний ; ни рост человека , ни рулон ткани шагами не измеришь. Поэтому стали использовать расстояние от кончика среднего пальца до локтя, затем в России появилась мера длины – сажень, в Англии другая мера длины – фут, равная длине ступни человека.
Лишь в конце 80-х годов позапрошлого века во Франции появилась мера длины – метр, которая со временем стала единой единицей измерения для всех.
Аршин- 0,75 м
Локоть- 0,5 м
Сажень- 3 аршина- 2,13 м
Фут – 30,48 м
1 фут – 12 дюймов
1 дюйм – 2,54 см.
Решите задачу:
Имеется строительный материал, из которого можно построить забор длиной 12 м. Мы хотим огородить прилегающую к дому прямоугольную площадку наибольшей площадью. Каковы будут длина и ширина забора?
7. Последняя станция – ЭВМск.
Вопрос учащимся:
- Чем отличается этот город от других?
На этой станции мы узнаем , что являлось первой вычислительной техникой. Первая счетная доска называлась АБАК. Она применялась для арифметических вычислений в Древней Греции, Древнем Риме, затем в Западной Европе вплоть до 18 века. В 16 веке в России появился прибор для арифметических действий – счеты , с помощью которых можно было складывать даже дроби. Со временем они преобразились и приобрели свой современный вид.
В 1833 году английский математик Чарльз Беббидж сконструировал машину для вычисления некоторых величин, разработал идею вычислительной машины, осуществленную в середине 20 века.
В 20 веке вычислительная техника шагнула вперед, появились калькуляторы, компьютеры, без которых мы уже не мыслим свое существование, которые вычисляют в несколько раз быстрее человека.
Наш урок- экспедиция подходит к концу. Мы постарались охватить весь период развития математики и вклад английских ученых в развитие математической науки.
Рефлексия:
- Назовите станции, на которых мы побывали. Какая станция была самая интересная и почему?
Домашнее задание:
- Поскольку урок наш необычный, такое же будет и домашнее задание.
Напишите реферат на одну из наиболее понравившихся тем сегодняшнего урока.
Наверняка вы найдете много интересных фактов, которые, к сожалению, не удалось включить в данный урок. Спасибо. Успехов на других уроках, ребята.
Свободная Mатематика - сайт о математике, математиках и для математиков. Олимпиады по математике, справочники по математике, занимательная математика, школьная математика, высшая математика, история математики, математика для малышей, математический форум для учащихся и преподавателей.