v Добавить материал
v Справочник по математике
v Головоломки со спичками
v Вопросы посетителям

Главная

ЕГЭ 2015

ЧАТ

ПРИМЕРЫ

RSS
МАТЕРИАЛЫ

ОГЭ 2015

ТЕСТЫ

Связь



Привет, Гость

Ваша группа: Гости
Вход на сайт | Регистрация
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Занимательная
математика
Высшая
математика
Школьная
математика
История
математики
Математика
для малышей
Реклама
Здесь может быть Ваша реклама, подробнее...

Разное

Александров Павел Сергеевич

Павел Сергеевич Александров (7 мая 1896, Богородск, ныне Ногинск Московской области — 16 ноября 1982, Москва) — известный советский математик.

Окончил МГУ. Ученик Д. Ф. Егорова и Н. Н. Лузина. Большое влияние на него оказала совместная работа с П. С. Урысоном, а также сотрудничество с учёными Гёттингенского университета — Д. Гильбертом, Р. Курантом и особенно Э. Нётер.

Основные работы в области топологии. Ввёл новое понятие компактности, (сам Александров называл его «бикомпактностью», а «компактными» называл лишь счётно компактные пространства, как и было принято до него). Вместе с Урысоном Александров показал всё значение этого понятия, в частности доказал знаменитую теорему о компактификации любого локально компактного хаусдорфова пространства путём добавления единственной точки. Александров вводит понятие нерва покрытия, что привело его (независимо от Э. Чеха) к открытию т.н. (ко)гомологий Чеха. Большое значение имеют его работы в области размерности и топологической двойственности.Павел Сергеевич никогда не мыслил научной деятельности вне педагогического воздействия, вне контакта с учениками. Он сам отмечает четыре основные хронологические группы своих учеников, четыре "пласта” или "слоя”. К первой группе относятся А.Н.Тихонов, Л.А.Тумаркин, В.В.Немыцкий, А.Н.Черкасов, Н.Б.Веденисов. В это же время учеником Павла Сергеевича стал Л.С.Понтрягин, который уже в первые аспирантские годы сделал крупные открытия в топологии. Ко второй группе "сороковые годы” принадлежат Ю.М.Смирнов, К.А.Ситников, О.В.Локуциевский, Е.Ф.Мищенко. К поколению пятидесятых годов относятся А.В.Архангельский, Б.Л.Пасынков, В.И.Пономарев, а также Е.Г.Скляренко и А.А.Мальцев, бывшие в аспирантуре соответственно у Ю.М.Смирнова и К.А.Ситникова. Группу самых молодых учеников образуют В.В.Федорчук, В.И.Зайцев и Е.В.Щепин. Конечно, перечислить всех учеников Павла Сергеевича невозможно, и мы указали только некоторых. Трудно назвать кого-либо из видных советских топологов, на кого Павел Сергеевич не оказал бы большого и часто решающего влияния, и можно сказать, что все они в том или ином смысле являются учениками Павла Сергеевича.

Научная и педагогическая деятепьность Павла Сергеевича органически сочеталась с общественной и административной. Во время международных поездок, начавшихся с 1923 г., он встречался с Гильбертом, Брауером, Хаусдорфом, Хопфом, Курантом и многими другими зарубежными математиками, с некоторыми из них он долгое время сотрудничал и дружил. Образовавшиеся таким образом международиые контакты Павла Сергеевича служили поднятию престижа советской математической науки и содействовали росту и расцвету московской математической школы. С 1958 по 1962 г. П.С.Александров был вице-президентом Международного математического союза.

Павел Сергеевич руководил кафедрой высшей геометрии и топологии в Московском университете, заведовал отделением математики МГУ и проявлял в этом качестве большую заботу о всем аспирантском коллективе. Возглавлял Павел Сергеевич и отдел общей топологии Математического института АН СССР им. В. А. Стеклова. В течение тридцати трех лет Павел Сергеевич был президентом Московского математического общества, а в 1964 г. он избран почетным президентом. П.С.Александров был членом редколлегий нескольких ведущих математических журналов, главным редактором журнала "Успехи математических наук”. В 1935 г. он был в числе первых организаторов Московской математической олимпиады для школьников.

Большую роль в развитии науки и математического образования в нашей стране сыграли книги, написанные Павлом Сергеевичем: "Введение в общую теорию множеств и функций”, "Комбинаторная топология”, "Лекции по аналитической геометрии”, "Теория размерности” (совместно с Б.А.Пасынковым) и "Введение в гомологическую теорию размерности”. Научная, педагогическая и общественная деятельность Павла Сергеевича высоко оценена: в 1929 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1953 г. — действительным ее членом. П.С.Александров являлся также членом Геттингенской академии наук, Австрийской академии наук, Академии Леопольдина в Галле, Польской академии наук, Академии наук ГДР, Национальной академии наук США, членом Американского философского общества в Филадельфии, почетным доктором Берлинского университета им. Гумбольта, почетным членом Голландского математического общества.

Правительство СССР наградило Павла Сергеевича многими орденами, присвоило ему звание Героя Социалистического Труда. За работу "Гомологические свойства расположения комплексов и замкнутых множеств” Совет Министров СССР присудил ему Государственную премию первой степени, а за цикл работ по гомологической теории размерностей Павлу Сергеевичу Александрову присуждена международная премия имени Н.И.Лобачевского.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли П.С.Александров и созданная им научная школа в развитии отечественной математики, в повышении ее международного престижа.

Среди его учеников наиболее известны Л. С. Понтрягин, А. Н. Тихонов и А. Г. Курош

Академик АН СССР с 1953 года.



Просмотров: 13010 | Добавил: Mirinair (05.10.2010) | Коментариев: 1

Похожий материал

0  
1 Аброр   (12.01.2011 13:18) [Материал]
angry biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Главная | Заработать | Авторские права | Наши партнеры | Обратная связь
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
http://free-math.ru (с) 2010-2024 гг. Дизайн от MirPS. Хостинг от uCoz.
Свободная Mатематика - сайт о математике, математиках и для математиков.
Олимпиады по математике, справочники по математике, занимательная математика, школьная математика, высшая математика, история математики, математика для малышей, математический форум для учащихся и преподавателей.